IPB

Здравствуйте, Гость ( Авторизация | Регистрация )

 
ОтветитьСоздать новую темуСоздать новое голосование

Схематически · [ Стандартно ] · Линейно

> Крестьянские восстания в 1930 г., последний бой крестьянской общины России

magidd
post Nov 3 2006, 22:46
Создана #1


Цензор
*************

Группа: Пользователи
Сообщений: 4947
Зарегистрирован: 11-August 04
Пользователь №: 101




Марлен Инсаров

Крестьянские восстания 1930г.

Крестьянским ответом на «коллективизацию» стала волна выступлений 1930г. – так и не сумевшая развернуться по настоящему последняя крестьянская война в истории России.
Вот динамика крестьянских выступлений. Январь 1930г. – 402 массовых крестьянских выступления, февраль – 1048, март – 6528, апрель – 1992, май – 1375, июнь – 886, август – 256, сентябрь – 159, октябрь – 270, ноябрь – 129, декабрь – 91 (4, сс. 18, 20, 22). Как видим, пик крестьянского протеста приходится на март 1930г. Волна крестьянского протеста была сбита статьей Сталина «Головокружение от успехов», давшей приказ на замедление темпов коллективизации. О размахе этой волны дает представление красноречивое признание Закрытого письма ЦК ВКП(б) от 2 апреля 1930г.:
«Поступившие в феврале месяце в ЦК сведения о массовых выступлениях крестьян в Центрально-Черноземной области, на Украине, в Казахстане, Сибири, Московской области вскрыли положение, которое нельзя назвать иначе как угрожающим. Если бы не были тогда немедленно меры против искривлений партлинии, мы имели бы теперь широкую волну крестьянских повстанческих выступлений, добрая половина наших «низовых» работников была бы перебита крестьянами, был бы сорван сев, подорвано колхозное строительство и было бы поставлено под угрозу наше внешнее и внутреннее положение» (2, с.390).
Крестьянское движение 1930г. отличал от Крестьянской революции 1917 – 1921гг. преимущественно безоружный характер. В 1930г. произошло 13754 крестьянских выступления с общим участием приблизительно 2, 5 млн человек, в т.ч. 176 вооруженных восстания – всего 1,3% (4, с.18). Объясняется этот безоружный характер крестьянского движения состоявшимся за 8 лет после 1921г. разоружением крестьян. Если в результате Первой Империалистической войны стихийным образом реализовалось всеобщее вооружение народа, то новая эксплуататорская власть, едва утвердившись, стала народ активно разоружать. В результате на арестованных в январе – апреле 1930г. 140 742 участников восстаний и «банд» (т.е. повстанческих отрядов) приходилось 5533 единицы огнестрельного и 2250 единиц холодного оружия, т.е. по одной винтовке или сабле на 20 человек (4, с. 18).
Вооруженные восстания и деятельность повстанческих отрядов приходятся прежде всего на окраинные районы СССР – Дон, Кубань, Северный Кавказ, Закавказье (где повстанцы пытались захватить Нахичевань), Сибирь и Дальний Восток. В центральной России выступления имели в основном безоружный характер. Активную роль в подобных безоружных движениях играли женщины – крестьянки, надеявшиеся, что власти при подавлении движения отнесутся мягче к ним, чем к их мужьям.
Вот картина обыкновенного крестьянского выступления, состоявшегося в феврале 1930г. в селах Веряево и Гридино Рязанского округа. Здесь при сборе семенного фонда в колхоз норма сбора с крестьянского хозяйства устанавливалась сельсоветом без обсуждения на общем собрании, не выполнивших в срок (которым были назначены 24 часа) штрафовали, обыскивали, дочиста выгребали все из амбаров. О корме для отнятого в колхоз скота никто не заботился. При раскулачивании было задето значительное число середняков и семей красноармейцев, у которых отобрали буквально все, вплоть до продуктов питания и нижнего белья. В районе было раскулачено 400 крестьянских хозяйств, при численности хозяйств, подвергавшихся до этого индивидуальному налогообложению (т.е. признанных кулацкими) 156.
Выступление началось 22 февраля в селе Веряево, где руководимая раскулаченными толпа крестьян разобрала по дворам отнятый в колхоз скот. Представители местной власти и уполномоченные по посевной компании бежали в соседнее село Гридино. Утром 23 февраля в Веряево прибыли представители райисполкома и 5 милиционеров. Окруженные толпой крестьян, они стали стрелять и, убив 1 крестьянина, тоже бежали в Гридино. В Гридино по удару в набат собралась толпа, избившая уполномоченного по коллективизации. Крестьяне из Гридино и Веряево разослали ходоков в соседние села с просьбой о помощи. К вечеру 23 февраля в Гридино собралось несколько тысяч крестьян, вооруженных дубинками.
Утром 24 февраля в Гридино на переговоры приехала группа работников окружного комитета партии. Во время митинга из толпы крестьян были выкрики «Да здравствует Советская власть без колхозов, семенных фондов и местных коммунистов!». Дело завершилось компромиссом. Было принято решение о возврате конфискованного в качестве семенного фонда зерна и о перевыборах сельсовета.
После того, как работники окружкома сделали свое дело, настал черед ГПУ делать свое - и 16 активистов выступления были арестованы в качестве членов «контрреволюционной кулацкой организации» (4, сс. 232 – 233, 272).
23 июля 1930г. в станице Белореченской и селах Великое и Вечное Майкопского округа комитеты красных партизан возглавили выступление против хлебозаготовок, в ходе которого возвращали раскулаченным конфискованное у них представителями центральной власти имущество, приговаривая при этом: «Сволочи только отбирают, а вот мы, советская власть, возвращаем вам обратно. Бери молотилку, тебе говорят». Красные партизаны, выигравшие гражданскую войну, но увидевшие, что плоды победы были у них отняты, были недовольны бюрократизацией госаппарата вообще и засильем в нем неместных в частности. Они говорили: «Нам грозит голод. Партия – это вредители. Все проводится под угрозой, насильно – контрактация, хлебозаготовки, коллективизация. Нам нужно окрепнуть между собой… В советском аппарате – волки в овечьей шкуре. На темноте крестьянства власть отыгрывается… У нас нет советской власти, есть грабиловка… В партии сидят враги [советской] власти, партию нужно снова чистить путем высылки всех приезжих коммунистов на родину… Нужно нам брать вожжи в свои руки… Долой коммунистов, да здравствует партия красных партизан». Предлагалось установить контроль бывших красных партизан над всеми существующими в стране организациями – властью, кооперацией и т.д. (5, сс. 547 – 554).
В селе Татарский Умыс Кочкуровского района на Средней Волге руководящий орган движения (февраль 1930г.) назывался по идущей со времен революции традиции ревкомом. Этот ревком выдвинул лозунг «Да здравствует власть советов без коммунистов!». (2, с. 379).
Вообще говоря, среди политических лозунгов движения решительно преобладали, как и в 1917 – 1921гг., лозунги Советской, а не партийной власти, хотя и разбавленные лозунгами вроде «Долой коммунистов и Сталина, дайте нам президента Михаила Романова [давно уже расстрелянного]» (4, с. 757).
Во время волнений 25 января 1930г. в селах Нижний Икорец, Копанище и Девица Лискинского района Центрально-Черноземного области, начавшихся против ареста и высылки раскулаченных крестьян, было поднято черное знамя и лозунги «Долой колхозы, да здравствует мировая революция» [этот лозунг для крестьянских волнений совершенно нехарактерен, а потому данный случай непонятен. Черное знамя – знамя анархизма, с другой стороны, не факт, что понималось оно в данном случае именно так, а не как знамя траура и протеста], «Да здравствует Советская власть, но без колхозов!», «Мы за Советскую власть, но против коммунистов», «Красная Армия за нас, да здравствует Красная Армия, долой колхозы, советы без коммунистов!» (5, сс. 230, 250, 267).
Лозунгом вооруженного восстания, охватившего в марте 1930г. Мухоршибирский район Бурято-Монгольской республики и смежный Малетинский район Читинского округа, было «За Советскую власть, без коммунистов, за хлеб, против голода и коммун» (4, с. 251). Во время волнений в селах Полозово и Покатилово Курского округа в том же марте 1930г. был поднят флаг с надписью «Да здравствует соввласть, долой колхозы, даешь вольный труд, вольную торговлю и религию» (4, с. 263). Во время волнений 25 марта 1930г. в селе Головище Старо-Оксольского округа толпа в 120 человек, преимущественно женщин, шла под красным флагом с надписью «Да здравствует Советская власть, долой колхозы!» (4, с. 423). 25 августа 1930г. в с. Сычевка Бийского округа толпа в 300 человек, протестовавшая против повторного ареста сбежавших из ссылки раскулаченных кричала «Нам нужна Советская власть без коммунистов» (4, с. 430).
В Семипалатинском округе восстание готовила организация, насчитывавшая более 150 человек и возглавляемая сельским учителем Толстоуховым, исключенным в свое время из ВКП(б). Деятельность организации проходила под лозунгами «Долой коммунистов, да здравствует свободный труд, долой коллективизацию, долой пятилетку. Мы не против власти, а против насилия. Да здравствует чистая Советская власть!». Большая часть членов организации была арестована 20 февраля, до начала общего восстания. Оставшиеся на свободе во главе с Толстоуховым подняли восстание, в котором участвовало до 900 человек. В решающем бою погибли 40, попали в плен 150 человек, Тослстоухов вместе с несколькими повстанцами смог уйти в Китай (4, с.277).
Что означала «чистая Советская власть» в представлении крестьянства, можно судить по замечательным программным документам разгромленных в сентябре 1930г. крестьянских подпольных организаций – Союза хлеборобов и Союза борьбы за освобождение крестьянства.
В апреле 1929г. сотрудниками выходившего в Ростове – на – Дону 100-тысячным тиражом журнала «Путь северокавказского хлебороба» была создана подпольная организация Союз хлеборобов, в которую, по последующим подсчетам ГПУ, входили 54 человека. Лидерами группы были заведующий издательством П. А. Кравченко, член партии большевиков в 1919 – 1921гг, его брат, крестьянин села Маргаритовка Донского округа, и инструктор издательства Спирская. Союз хлеборобов создал свои ячейки в трех селах Донского округа, отпечатал воззвания тиражом 1 тысяча экземпляров. Союз хлеборобов был разгромлен в сентябре 1929г., при этом арестовано было 39 человек.
В «Манифесте» Союза хлеборобов говорилось:
«Товарищи!
Миллионы хлеборобов – бедняков, середняков, зажиточных – в многочисленных партизанских отрядах и в рядах Красной Армии боролись за трудовую рабоче – крестьянскую Советскую власть. От Варшавы до Владивостока и от Архангельска до Тифлиса поля были устланы трупами красных героев. Все они боролись и умирали за признание человеческих прав хлеборобов, за их политическое равноправие и за свободный хозяйственный труд. После смерти товарища Ленина вся полнота власти в партии и в государственном аппарате постепенно перешла в руки группы лиц, возглавляемой Сталиным. Пользуясь неорганизованностью хлеборобов и слабостью рабочих организаций , сталинская группа, опираясь на силу ГПУ, уничтожила завещанный товарищем Лениным трудовой рабоче – крестьянский союз и вместо него объявила свою диктатуру. Всю тяжесть своей жестокой диктатуры сталинская группа обрушила в первую очередь на хлеборобов и сельские общественные организации. В результате этой жестокой диктатуры хлеборобы лишены всех политических прав, натравлены друг на друга, хозяйственно разорены и закабалены. Избиения, пытки, расстрелы, ссылки, заточения, разгром хозяйств и тысячи других надругательств творятся над хлеборобами открыто и безнаказанно. Суд и судьи превращены в органы насилия. После трехлетнего сознательно- бесшабашного разорения сельского хозяйства наша страна снова вплотную приблизилась к разорению и голоду. Неисчислимые природные богатства нашей страны лежат вокруг нас мертвым кладом, а в то же время всякая хозяйственная инициатива населения подавляется беспощадно. Вывозя хлеб и скот за границу, сталинское правительство в то же время, путем жестокого насилия отнимает у хлеборобов последние фунты хлеба, оставляя их семьи, в случае неурожая, на мучительную и жестокую смерть [что и произойдет через три года]…
… Терроризировав не только хлеборобов, но и все остальное трудящееся население, сталинская группа превратила Советскую власть из трудовой рабоче-крестьянской республики в бездушный чиновничий аппарат сплошного дикого насилия и бюрократизма. Благодаря безответственному стремлению сталинской группы искусственно разжигать классовую борьбу в соседних странах, используя для этой цели государственный аппарат и народные средства, мы каждый год, помимо нашей воли и нашего желания, рискуем быть втянуты в войну с соседними странами Каков же выход из этого положения? Все мирные средства исчерпаны. Многие заслуженные рабоче-крестьянские вожди, поднявшие голос протеста, сняты с работы, высланы за пределы государства или сосланы в отдаленные глухие места. [Речь идет о Троцком и троцкистах]. Произвол торжествует победу. Остается последний выход – БОРЬБА.
Борьба за подлинно демократический советский строй, за свободный мирный труд и за братский союз всего трудового населения. Чтобы одержать победу, все хлеборобы должны немедленно прекратить между собой вражду [в 1920-е годы в деревне происходило 2 классовые войны – всего крестьянства, но прежде всего середнячества, против государственной эксплуатации – а с другой стороны, середняков и бедняков против кулачества. Государственная буржуазия смогла победить в т.ч. потому, что сумела перенаправить в своих интересах ненависть бедняков и – в меньшей степени – середняков – против кулацкой буржуазии. Активисты Союза хлеборобов, представлявшие преимущественно трудовое середнячество, хотели противопоставить классовому блоку бедноты с госбуржуазией иную конфигурацию сил – союз всего крестьянства против государственной буржуазии], объединиться в свой производственно-политический союз, повсеместно объявит экономическую и вооруженную борьбу своим поработителям и немедленно приступить к организации на местах своей зеленой красной армии.
Смело же на борьбу с поработителями. Все на поддержку правого уклона.
Да здравствует крестьянское правительство. Да здравствует демократический советский строй!…
Мы не против советской власти. Мы не против рабочих и крестьян.” (3, сс. 1000-1002 и 1, с.145).
Среди практических требований Союза хлеборобов были “восстановление всех хлеборобов (крестьян, казаков) в гражданских правах и уравнение их в политических правах с рабочими и служащими, объединение их в производственно-политический “Союз хлеборобов” [иначе говоря, в Крестьянский союз]. Закрепление национализации земли [отметим, насколько расходится это с либеральным мифом, будто крестьянство жаждало и алкало частной собственности на землю], уравнение в правах землепользования крестьян, казаков и национальных меньшинств, наделение землей только хозяйств, которые самостоятельно ее обрабатывают, отмена насильственной коллективизации, передел совхозной земли между крестьянами, полная отмена сельскохозяйственного налога и отмена всех недоимок, демократическое преобразование кооперации, широкое развитие кооперативной и частной кустарной промышленности, отмена монополии внешней торговли, содействие развитию частной торговли и промышленности, независимые от государства профсоюзы, избрание крестьянского правительства, уменьшение государственного аппарата до дореволюционных размеров, установление демократического советского строя на основе представительства в советах всех трудящихся пропорционально количеству каждого сословия” (3, сс. 1002-1003).
Экономическая программа Союза хлеборобов не являлась программой немедленной победы социализма – бесклассового, бестоварного и безгосударственного общества. Но она была чрезвычайно далека от защиты капиталистических порядков и отстаиваемый в ней строй приближался к тому переходному порядку, который во время революции 1905г. максималисты называли трудовой республикой, а большевики – революционно-демократической диктатурой пролетариата и крестьянства.
Недалеко от Союза хлеборобов, в Новочеркасске, действовал разгромленный одновременно с ним, в сентябре 1929г, Союз борьбы за освобождение крестьян (СБОК). Он был меньше по численности, чем Союз хлеборобов, и костяк его составляли не работники издательства, но более низовые элементы. Актив группы образовывали 9 человек, чье социальное происхождение и положение было тщательно исследовано арестовавшими их ГПУшниками. Это – 3 бывших работника милиции и угрозыска; 2 чернорабочих, один из которых был сыном железнодорожного кассира, а другой – казака – учителя; 1 служащий, сын крестьянина, комсомолец; 1 восемнадцатилетняя девушка – крестьянка, окончившая семилетку; наконец, 2 сыновей кулаков, работавшие приказчиками в сельпо. Организатором и идеологом группы был бывший сотрудник угрозыска, уволенный из него и исключенный из ВКП(б) за “разложение” (что именно это значило, ГПУшники в своей сводке не написали, но могло означать что угодно).
Союз борьбы за освобождение крестьян, несмотря на свою малочисленность по сравнению с Союзом хлеборобов, проводил энергичную работу. Имелась подпольная типография, отпечатавшая 500 экз. воззвания, распространявшегося затем на Северном Кавказе и на Украине. Были созданы ЦК и “Чрезвычайная Тройка” со строгой организацией и дисциплиной. Намечалась организация ячеек, райкомов, окружкомов и велась работа в этом направлении.
Во введении к Уставу и Программе СБОК говорилось:
“Может ли жизнь быть чем-нибудь иным, как не стремлением к миру, довольству, царствам труда, истины и любви. Чем иным может быть жизнь, как не радостным творчеством, благами, высшим земным счастьем? А в действительности жизнь наша полна рабства, зависти, несправедливости, ненужных страданий и горя. Причины к тому – в нас самих, в нашем образе жизни.
Союз борьбы за освобождение крестьян и всего трудового населения своей конечной целью ставит полное раскрепощение всего трудящегося населения независимо от формы и места работы того или иного индивидуума, кто бы он ни был, лишь бы таковой занимался в обществе общественно – полезным трудом. Общественно – полезным трудом признается всякий труд, приносящий те или иные блага жизни для человеческого общества, для достижения высших идеалов, для полного раскрепощения отдельных прослоек человеческого общества от гнета, эксплуатации и порабощения более организованной прослойки, которые благодаря своей организации поработили другие прослойки, менее организованные.
Союз борьбы за освобождение крестьян и всего трудового населения ставит своей задачей полное уничтожение деления человеческого общества на его профессиональные прослойки, которые ничего хорошего и полезного человеческому обществу дать не могут и, как правило, порождают привилегированные классы, независимо от их названий, форм и способов нарождения. Если заглянуть в историю развития русского государства, в частности, то мы увидим, что в отдаленную эпоху прошлого времени, еще до возникновения государства и других форм организованного управления отдельными нациями и расами, люди жили родовыми семьями, ведя совершенно дикий, подобный животным, образ жизни. Но по мере развития экономического благоустройства родовой общины изменялись и формы ее управления, а наряду с этим и определялись экономические отношения между отдельными членами. Одни становились руководимыми, другие – руководителями. Вполне естественно, на долю руководимых выпало нести подчас непосильный труд, а на долю руководителей – руководить трудом первых и распределять продукты их труда между членами родовой общины, и, как правило, отсюда нарождается экономическое неравенство. [Замечательный самоучка, исключенный «за разложение» из партии и угрозыска, и чье имя не было названо в сводке ОГПУ, а потому остается для нас неизвестным, рассуждает, подчас корявым языком, о возникновении классов в результате разделения труда на организаторский и исполнительский и о необходимости уничтожить разделение труда. Те, кто учился во время великой революции, чрезвычайно глубоко понимали социальные процессы, даже если и не кончали академий]. Рассматривая выше приближенные формы государственного строя, мы увидим, что при развитии экономической мощи отдельной страны [ пропущено, но по смыслу должно быть: возникают классы,] интересы которых диаметрально противоположны, так, например, в царской России в момент ее наивысшего экономического развития выросли и вполне оформились 3 основных класса – класс имущих (капиталистов), класс неимущих (рабочих) и класс крестьян (хотя его классом и не называли), как основной класс, от мощи которого зависит все экономическое развитие страны. С момента нарождения и до момента падения, между классами капиталистов и помещиков, с одной стороны, и классом рабочих и крестьян, с другой, велась ожесточенная борьба.
Октябрьская революция уничтожила господство имущего класса над неимущим и у власти, казалось бы, должны встать сами крестьяне, рабочие и все честные труженики, но на самом деле, в результате 12 – летнего существования Соввласти, мы видим, что вся власть государственного управления перешла в руки небольшой, сравнительно с общим количеством населения в нашем государстве, кучки лиц, именующих себя коммунистами…
… Для удержания власти в своих руках коммунисты присвоили себе монопольное право на заполнение ответственных постов, с лучшей материальной обеспеченностью, с таким расчетом, чтобы все командные высоты госаппарата и промышленности взять в свои руки.
Будучи беспартийным, ни один гражданин в современных условиях, как представитель от избирателей, не может быть допущен на заполнение, примерно, поста председателя горсовета, райисполкома и выше. Это обстоятельство говорит за то, что у нас в настоящее время органы управления – Советы – фактически не избираются, а под всевозможными соусами партия назначает и избирает сама себя, т.е. отдельных своих членов. Отсюда и вытекает то неравенство и закабаление крестьян, которое мы наблюдаем при современном строе государственного управления» (3, с. 1005).
В «части особой» программы СБОК содержались, в частности, следующие пункты:
«1. Союз борьбы за освобождение крестьян и всего трудового населения является, главным образом, крестьяно–казацкой политической партией, защищающей интересы крестьян, казаков, и борющейся в интересах сельского населения. Для чего основной своей целью ставит совершение переворота существующего строя, заменив его подлинным самоуправлением на основе политического равноправия и экономического союза с рабочими.
2. Весь земельный фонд СССР является общественным достоянием. Каждый гражданин, желающий заниматься сельским хозяйством и обрабатывать землю, получает таковую на правах уравнительного землепользования и без выкупа…
4. СБОК провозглашает право собственности на все продукты своего труда в неограниченном количестве, правом, принадлежащим каждому гражданину по своему усмотрению пользоваться и располагать своим имуществом, доходом и продуктом своего труда…
7. Все фабрики, заводы и другие промышленные предприятия, находящиеся в ведении государства, передаются в непосредственное самоуправление рабочих, через их профсоюзы…» (3, сс. 1005 – 1006).
По программам Союза хлеборобов и Союза борьбы за освобождение крестьянства видно, что крестьянство и в конце 1920-х годов не отказалось от общей политической ориентации Крестьянской революции 1917 – 1921гг. и выступало отнюдь не за капитализм и частную собственность, но за трудовую Советскую республику.


Цитированная литература.
1. Власть и общество. Российский политический процесс в XX веке. М., 1995.
2. Документы свидетельствуют. Из истории деревни накануне и в ходе коллективизации. 1927 – 1932гг. М., 1989.
3. Советская деревня глазами ВЧК – ОГПУ – НКВД. Документы и материалы. Т. 2, 1923 – 1929гг. М., 2000.
4. Советская деревня глазами ВЧК – ОГПУ – НКВД. Документы и материалы. Т.3, кн.1. 1930 – 1931гг. М., 2003.
5. Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Документы и материалы. Т.2, М., 2000.


Пользователь offlineПрофайлОтправить личное сообщение
Вернуться к началу страницы
+Цитировать сообщение
BigBeast
post Nov 3 2006, 22:49
Создана #2


Пропретор
*********

Группа: Пользователи
Сообщений: 2020
Зарегистрирован: 18-March 04
Из: Калининград
Пользователь №: 7



magidd, а в нете источники по этому периоду знаете какие-нибудь? :)

Пользователь offlineПрофайлОтправить личное сообщение
Вернуться к началу страницы
+Цитировать сообщение
magidd
post Nov 3 2006, 23:01
Создана #3


Цензор
*************

Группа: Пользователи
Сообщений: 4947
Зарегистрирован: 11-August 04
Пользователь №: 101



К сожалению нет. У меня дома лежат эти тома документов- на которые ссылается автор, выпущенные под редакцией покойного Данилова, я их читал. В интернете их нет.
Пользователь offlineПрофайлОтправить личное сообщение
Вернуться к началу страницы
+Цитировать сообщение
BigBeast
post Nov 3 2006, 23:03
Создана #4


Пропретор
*********

Группа: Пользователи
Сообщений: 2020
Зарегистрирован: 18-March 04
Из: Калининград
Пользователь №: 7



Или они хорошо спрятаны :) Обычно такие книги лежат в неприметных местечках :)
Пользователь offlineПрофайлОтправить личное сообщение
Вернуться к началу страницы
+Цитировать сообщение

ОтветитьОпции темыСоздать новую тему
1 человек читают эту тему (1 гостей и 0 скрытых пользователей)
0 пользователей:
 

Упрощенная Версия Сейчас: 1st April 2020 - 04:51

Ссылки: